Описание системы
ШТРИХ-М: ТРАНСПОРТ

Пассажирские перевозки являются одной из наиболее важных и социально значимых отраслей экономики. Однако в силу ряда причин предприятия пассажирского транспорта недополучают значительные суммы доходов, что ограничивает их возможности по качеству обслуживания пассажиров и перспективам собственного развития. Многие предприятия находятся в сложном финансово-экономическом положении, некоторые развиваются относительно успешно, но перед всеми остро встают задачи обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности работы, экономии материальных и кадровых ресурсов.

В ряду проблем наиболее насущными являются отсутствие эффективных механизмов компенсации из бюджета затрат на перевозку пассажиров льготных категорий, безбилетный проезд или проезд по фиктивным проездным документам, малая степень или отсутствие автоматизации учета транспортной работы и диспетчеризации подвижного состава, формирования рабочей и отчетной документации, дефицит кадров, нарушение режимов труда и отдыха водителя и т.д.

Решением этих проблем является внедрение автоматизированных технологий, позволяющих переложить функции, традиционно выполняемые человеком, на более эффективные и беспристрастные автоматизированные системы. До недавних пор создание таких технологий тормозилось отсутствием соответствующих программно-технических средств, прежде всего бортовых, обладающих необходимым набором технических характеристик и приемлемых по стоимости. Наличие собственного производства, оборудованного по последнему слову техники, и высококвалифицированных кадров — ключевые факторы, позволившие компании «ШТРИХ-М» создать такую технологию.

Возможности технологии: 
Организация автоматизированной системы оплаты проезда с применением бесконтактных транспортных карт и формированием детализированной прозрачной отчетности, в том числе по льготным категориям пассажиров на городских, пригородных и междугородних маршрутах
Контроль над финансовыми потоками транспортных предприятий
Организация автоматического сбора данных о пассажиропотоках и их динамики за любой период времени
Организация автоматизированной системы диспетчерского управления подвижным составом и учета транспортной работы на базе приемника ГЛОНАСС/GPS
Организация автоматизированного контроля оплаты проезда и персональной ответственности всех категорий персонала на объектах автоматизации, предотвращение сокрытия выручки персоналом, несанкционированного отбора топлива
Организация сети распространения, продления и пополнения бесконтактных смарт-карт с применением автоматизированных рабочих мест и автоматических терминалов
Повышение безопасности пассажирских перевозок, снижение риска террористических действий и актов вандализма
Повышение информированности пассажиров о фактическом времени прибытия транспортных средств на остановочные пункты за счет использования Интернет-технологий, в том числе с беспроводным доступом
Уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий за счет внедрения системы контроля режимов труда и отдыха водителей и скорости движения транспортных средств

Основаниями для выбора вариантов технических и конструкторских решений являлись также следующие факторы:
Минимальное время пассажира в пути
Безопасность и удобство для пассажиров всех категорий
Повышение качества и производительности труда водителя
Оптимизация рабочих мест водительского состава по условиям труда
Повышение регулярности движения транспортного средства на маршруте
Возможность установки бортового оборудования на разнотипном подвижном составе, находящемся в эксплуатации, без изменения конструкции транспортных средств
Возможность поэтапного развертывания технологии
Простота технического обслуживания
Транспортная платежная система
Ключевым элементом технологии является транспортная платежная система, позволяющая использовать в качестве средства оплаты проезда бесконтактную смарт-карту. Предусмотрены различные транспортные приложения карты, в том числе социальная карта, льготная карта,электронный кошелек, проездной и абонемент. Применение смарт-карт обеспечивает возможность оказания услуг пассажирам на новом качественном уровне. Например, появляется возможность ввода на маршрутах гибкого тарифа, автоматически переключаемого в зависимости от времени суток, наполняемости салона и т.п.

Доступность электронных карт для населения и удобство их использования обеспечиваются подсистемой распространения через сеть специализированных пунктов, как обслуживаемых кассиром, так и полностью автоматизированных. Возможна организация продажи и пополнения карт на подвижном составе, реализация бронирования и предварительной продажи билетов по сети Интернет. Безопасность платежной системы и прозрачность финансовых транзакций обеспечивается процессинговым центром. Клиринговый центр позволяет осуществлять взаиморасчеты между транспортными операторами — участниками платежной системы.

Бортовой программно-технический комплекс
На подвижном составе возможности технологии реализует бортовой программно-технический комплекс, представляющий собой набор гибко настраиваемых бортовых систем и модулей, функционирующих на базе единого вычислительного ядра. Архитектура бортового программно-технического комплекса обеспечивает централизованное управление всеми информационными потоками и интеллектуальными устройствами на борту транспортного средства в режиме реального времени. Модульный принцип построения дает возможность конфигурировать бортовой комплекс по составу и этапам, согласно индивидуальным требованиям и возможностям заказчика, что также позволяет использовать его на пассажирских транспортных средствах любых типов.

В зависимости от перечня решаемых задач в состав бортового программно-технического комплекса могут входить следующие функциональные системы под управлением бортового компьютера:

Автоматизированная система оплаты проезда с применением Транспортных, Льготных и Социальных карт и формированием детализированной отчетности по каждой категории пассажиров, в том числе льготных
Автоматическая система мониторинга пассажиропотока по каждой остановке и по всем транспортным средствам за любой период времени
Автоматический контроль оплаты проезда пассажирами с передачей данных об уровне оплаты проезда в систему голосового информирования для оперативного контроля водителю и в центральный диспетчерский центр
Навигационная автоматизированная система диспетчерского управления на базе навигационного модуля GPS/ГЛОНАСС, с передачей данных в Центральный диспетчерский центр в режиме реального времени, контроль движения пассажирского транспорта, оперативное и диспетчерское управление движением, а также учет и оценка транспортной работы
Автоматическое голосовое информирование пассажиров на борту ТС об остановках и голосовое дублирование данных, формируемых программно-техническими средствами, а также получаемых по системе связи извне
Автоматический контроль уровня топлива и технических параметров транспортных средств
Системы аудио- и видеонаблюдения, охраны и контроля доступа
Автоматизированная система контроля режимов труда и отдыха водителя

Преимущества
Автоматизация пассажирского транспортного предприятия, предусмотренная технологией «Штрих -М: Транспорт» позволяет переложить функции, традиционно выполняемые человеком, на более эффективные и беспристрастные автоматизированные системы. Универсальный набор аппаратно-программных средств размещается как на подвижном составе, так и стационарно на автоматизированных рабочих местах транспортных предприятий, центрального диспетчерского центра, автовокзалах и других пассажирообразующих узлах, остановочных пунктах и т. д.

Программно-техническая платформа технологии основана, главным образом, на продукции, серийно выпускаемой предприятиями компании «Штрих-М». Это позволяет обеспечить гибкость адаптации системы к специфике любого региона и транспортного предприятия с минимальными издержками.

Технология «ШТРИХ-М: ТРАНСПОРТ» обладает свойствами модульности и маштабируемости, что обеспечивает возможность ее поэтапного внедрения, расширения ее функциональных возможностей, развития с уровня отдельно взятого предприятия на региональный уровень. Перспективы развития технологии не ограничиваются приложениями для пассажирского транспорта. Возможна интеграция транспортной платежной системы с прочими приложениями на основе банковской унифицированной электронной платежной карты, а так же универсальной электронной карты (УЭК), в том числе с системами управления парковочным пространством, автоматизированными заправочными станциями, системами автоматизации и безопасности учебных заведений, платежными системами по оплате услуг сотовой связи, Интернет, жилищно-коммунальных услуг и т.п.

Стандартизованные методы разработки программно-аппаратных решений обеспечивают способность к интеграции в свою среду новых подсистем, расширения функций уже имеющихся, а также допускают свою интеграцию в состав более крупных интеллектуальных информационных комплексов и транспортных систем, таких как региональная автоматизированная интеллектуальная система управления транспортными потоками.

Компания «Штрих-М» уделяет значительное внимание вопросам внедрения, технической и информационной поддержки технологии. Программные и аппаратные решения, поставляемые «под ключ», адаптируются под конкретные задачи и специфику деятельности транспортного предприятия. Организуется обучение персонала, предоставляется техническая поддержка, оказывается помощь в оперативном обслуживании программно-аппаратного комплекса и кассового оборудования. Для пассажиров выпускаются информационные материалы, производится внешнее и внутреннее оформление транспортных средств, организуется их информационное обслуживание по всем вопросам, связанным с использованием электронных платежных средств. Совокупность данных мероприятий обеспечивает непрерывное и бесперебойное функционирование технологии, гарантирует ее высокую экономическую эффективность и планомерное развитие.

Гибкая партнерская программа позволяет внедрять технологию «ШТРИХ-М: Транспорт» в различных регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.

Преимуществом компании «Штрих -М» является полный контроль над всеми компонентами поставляемой технологии. А именно: собственная разработка, полный производственный цикл, широчайшая сеть обслуживания, собственные представительства в крупных городах. «Штрих-М» — компания, предлагающая надежный и эффективный продукт, соответствующий лучшим мировым аналогам по качеству и успешно конкурирующий с ними по стоимости.

Экономическая обоснованность
Введение комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками позволяет повысить рентабельность транспортных предприятий. Среди источников окупаемости наиболее важными являются:

Полная компенсация из бюджета средств, затраченных на перевозку пассажиров льготных категорий (на основании предъявленной детальной формализованной отчетности)
Прирост суточной выручки за счет уменьшения количества безбилетников и контроля объема сданной выручки персоналом (на основе подсчета фактического количества перевезенных пассажиров)
Экономия горюче-смазочных и расходных материалов, предотвращение их несанкционированного отбора
Эффективное планирование и контроль над соблюдением расписания и маршрутов движения (на основе данных систем навигации, связи и подсчета пассажиров)
Повышение общего ресурса работы транспортных средств
Повышение лояльности существующих и привлечение дополнительных пассажиров
Экономия кадровых ресурсов (в частности, оптимизация службы кондукторов)
Оптимизация контрольно-ревизионной службы
Авансирование пассажирами оказываемых им транспортных услуг

Успешные проекты последних 7 лет по внедрению системы на предприятиях Московской области и г. Липецка продемонстрировали своевременность продвижения этого решения в другие регионы России. Как показал опыт, затраты на внедрение технологии быстро окупаются. «Штрих-М: Транспорт» позволяет получать дополнительную прибыль с каждой оснащенной ею единицы подвижного состава. 

ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ЗАПОЛНИТЕ АНКЕТУ

Для индивидуального расчета стоимости оснащения транспортного средства элементами системы заполните, пожалуйста, анкету